Страховщики: экспертиза качества медпомощи онкобольным выявила нарушения в 44,3% случаев
Экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациентам с онкопатологией, в 44,3% случаев выявила различные нарушения. Техническая оснащенность отрасли недостаточна, а система информирования онкологических пациентов об их правах на бесплатную медпомощь и лекарства организована плохо. Об этом шла речь на XI форуме «Движение против рака», прошедшем на днях в Общественной палате РФ.
Форум собрал представителей органов власти, медицинского и страхового сообщества. Они обсудили проблемы реализации федерального проекта по борьбе с онкологическими заболеваниями, финансирование которого составит 969 млрд руб.
«За последний год более 150 тыс. обращений в крупные страховые компании касались оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях. Это чуть более 5% от общего числа обращений (3,1 млн). При этом при проведении экспертизы качества медицинской помощи пациентам с онкопатологией в 44,3% случаев выявлены нарушения, из которых почти в половине случаев (48,2%) обнаружены нарушения порядков и стандартов, создающие риск прогрессирования онкозаболеваний. Почти треть (27,9%) составили нарушения, приводящие к прогрессированию злокачественных новообразований и появлению новых заболеваний», – сообщил вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.
Он убежден, что реализация единых принципов сопровождения и экспертизы, разработанных ФОМС, приведет к значительному улучшению качества предоставляемой медицинской помощи онкологическим пациентам.
Председатель исполкома общественной организации «Движение против рака» Николай Дронов отметил, что ежегодно выявляются свыше 500 тыс. заболевших раком, а система онкологической помощи, хотя и добилась достижений на отдельных направлениях, все еще испытывает большие трудности. «Оставляет желать лучшего техническая оснащенность отрасли. Система информирования онкологических пациентов об их правах на получение бесплатной медицинской помощи (включая диагностику) и лекарственного обеспечения организована неудовлетворительно», – считает общественник.
Николай Дронов сообщил о результатах опроса больных меланомой о качестве медицинской помощи (его провела организация «Движение против рака»): 28% пациентов столкнулись с невозможностью получения назначенного препарата; 21% сообщили, что врачи затягивают или отказывают в назначении необходимого лекарства; 14% пожаловались на отсутствие информации о порядке назначения лекарственной терапии; 16% отметили неоднозначность врачебных рекомендаций, дезинформацию пациента, потребность в дополнительной консультации.
«Особую озабоченность вызывают признаки недостаточной врачебной компетенции или приоритета немедицинских критериев при назначении лекарственной терапии», – заметил Николай Дронов.
Сегодня пациенты ждут от системы здравоохранения в первую очередь сокращения сроков начала диагностики и лечения, широкого внедрения информационных технологий, обеспечения преемственности лечения и надежности системы защиты прав больных. Об этом заявил Юрий Жулёв, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Участники форума пришли к выводу о необходимости контроля за качеством оказания онкологической помощи и ее соответствием клиническим рекомендациям. Они также отметили важность индивидуального сопровождения пациентов.
Система сопровождения онкопациентов страховыми представителями запущена с 1 января 2019 г. Эта мера предусмотрена нацпрограммой по борьбе с онкозаболеваниями. Страховые представители третьего уровня должны сопровождать пациентов с онкологическим диагнозом на всех этапах оказания медицинской помощи – в целях ранней диагностики и возможности правильного выбора терапии.
Накануне общественная организация «Движение против рака» объявило также о запуске спецпроекта по гражданскому мониторингу реализации Стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями до 2030 г.