Счетная палата видит риски дополнительных бюджетных расходов при интеграции региональных МИС с ЕГИСЗ
В регионах используются до 10 различных медицинских информационных систем (МИС), не интегрированных между собой, некоторые из них внедрялись четверть века назад. На это указывает Счетная палата РФ в очередном номере аналитического бюллетеня.
Аудиторы проанализировали процесс внедрения и использования МИС в деятельности специалистов медицинских организаций с учетом реализации мероприятий по подключению в 2017–2018 гг. больниц и поликлиник к интернету. Выяснилось, что поскольку на момент реализации программ модернизации здравоохранения в 2011–2013 гг. требования к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов РФ отсутствовали, это привело к разработке и внедрению разного количества МИС в разных регионах (до 10 в Приморском крае и Владимировской области), которые между собой не интегрированы.
«Год начала использования МИС варьируется от 1992 (Омская область) до 2019-го (Забайкальский край), что свидетельствует о различных технологиях при их создании и, как следствие, создает риски в дополнительных средствах бюджетов субъектов РФ в случае необходимости их интеграции, в том числе с Единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ) (например, в Чукотском автономном округе программный комплекс «Здравоохранение»)», – отмечает Счетная палата.
Как заверили аудиторов представители органов исполнительной власти субъектов РФ, новые МИС к внедрению не планируются. При этом информационных систем, позволяющих оказывать услуги с помощью телемедицинских технологий, по данным Счетной палаты, в России всего 33,3%. По информации 17 субъектов РФ, в рамках региональных программ запланировано развертывание и модернизация централизованной подсистемы «Телемедицинские консультации», объем средств на данное мероприятие составляет 661,5 млн руб., отмечается в бюллетене.
Основными проблемами внедрения услуг с использованием телемедицинских технологий аудиторы называют недостаток инженерно-технического персонала в медорганизациях, программного обеспечения для оказания медицинских услуг, а также отсутствие технических средств, на которые планируется направить, например, в Забайкальском крае 21 млн руб., в Воронежской области – 63,5 млн руб., в Саратовской области – 22,2 млн руб.
Счетная палата также указывает, что из-за затянувшегося утверждения разработанных Минздравом России Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения у регионов возникают риски дополнительных расходов на модернизацию МИС в целях соответствия этим требованиям.