Эксперты: российские клинические рекомендации – неумелый перевод с английского
Российские клинические рекомендации (КР) в сфере онкологии, как правило, не основаны на клинических исследованиях и часто содержат устаревшие медицинские данные. Об этом шла речь на состоявшемся в Москве «круглом столе» «Чего мы в России не знаем про рак?».
Исполнительный директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев в ходе встречи назвал российские КР профанацией. По его словам, в условиях, когда в стране проводится лишь ничтожный минимум клинических исследований, клинические рекомендации становятся результатом адаптации аналогичных западных документов. Причем переводы с ошибками выполняют малоподготовленные кадры, часто привлеченные к этой работе клинические ординаторы.
Характер использования клинических рекомендаций в России также принципиально отличается от принятого в других странах. Если там они используются как ориентир в работе, то в России стали обязательным правилом, без следования которому невозможна оплата работы врачей и учреждений в системе ОМС. «Мы знаем, что у нас в регионах работают дебилы, а с документом они хотя бы это не испортят», – иронически представил позицию Минздрава и ФОМС эксперт.
Председатель совета благотворительной организации Cancer Fund, хирург-онколог Андрей Павленко также подчеркнул, что в России не было инициировано ни одного рандомизированного клинического исследования, если оно не проводилось международными фармкомпаниями. Он пояснил, что это вызвано высокими затратами и неприбыльностью исследований в клинической онкологии, а потому расходы вместо государства берут на себя благотворительные фонды и иные некоммерческие организации. «В клинической онкологии мы находимся в пещерном веке и не можем провести ни одного рандомизированного исследования, потому что на это требуются колоссальные деньги, – сказал он. – Хотя клинические рекомендации, основанные на исследованиях, нужны и часто содержат обновляемую актуальную медицинскую информацию, так происходит не всегда. Важно, кто составляет рекомендации и насколько они соответствуют современным трендам в развитии здравоохранения. Действующая в течение многих лет в России программа госгарантий содержит в себе позиции, которые ни в коем случае нельзя применять на практике в онкологии. Это, например, выполнение паллиативной гастрэктомии при диссеминированном раке желудка. Она сопряжена с методами лечения, которые не доказали своей эффективности и не должны применяться. Онкологи, которые пользуются этим методом, гробят больных и уменьшают продолжительность их жизни».