Эксперт: Минздрав предлагает коррупционную схему
Проект новой редакции правил ОМС обсудили юристы и руководители медицинских ассоциаций. Речь шла, в частности, о двух пунктах документа (130, 133), согласно которым оплата медицинской помощи застрахованному лицу будет осуществляться в пределах объемов, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы. Медицинская организация должна предоставлять счета в страховую компанию только в пределах этих лимитов.
Евгений Рабцун | Фото: np-med.ru
Эти постулаты противоречат страховым принципам, о которых неоднократно говорил Президент РФ Владимир Путин, считает президент Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения, генеральный директор группы компаний «ЦСМ – Санталь» Евгений Рабцун. «Цель любого страхования – обеспечить риск затрат при страховом случае. Отказ от принятия счетов в каком-либо виде – это по сути отказ от возмещения риска затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, входящих в программу ОМС. Это положение Минздрава прямо противоречит принципам и логике страхования, а также п.1 и 4 ст.4 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании». Минздрав предлагает перейти на бюджетно-кассовый принцип, а в страховании так не бывает», – отметил он.
На эту коллизию указал и директор Тюменской медицинской палаты, член общественного совета регионального Управления Роспотребнадзора Николай Попенко. «Она может привести к ограничению медицинской помощи застрахованным гражданам. Медицинские организации не в состоянии работать бесплатно. Прежде всего эти правила ударят по пациенту», – предположил он.
Позиция Минздрава противоречит и сложившейся судебной практике. Частные клиники выигрывают суды по оплате помощи, оказанной сверх установленных объемов. «Минздрав исходит из того, что средства ОМС конечны и их нужно как-то распределять. Ведомство делает это через подзаконный нормативный акт, – говорит управляющий Центром медицинского права Алексей Панов. – Но правосудие исходит из другого принципа. Поэтому я думаю, что арбитражная практика существенным образом меняться не должна. Скорее всего, эта редакция правил войдет в нормативный правовой акт, а потом медицинским организациям придется через суд доказывать законность и основания получения денег за понесенные расходы».
Евгений Рабцун призвал всех заинтересованных лиц внимательно прочесть новые правила. «Если приказ будет принят, это значит одно из двух: или люди поддерживают коррупционную схему, которую предлагает Минздрав, или они просто не читали документ. Что значит не принимать счета? Минздрав предлагает не фиксировать объем экономической деятельности, реализуемой медорганизациями. Если счета не будут оплачивать, их не будут и выписывать, деятельность больниц не будет зафиксирована – это хорошая почва для теневой экономики. Позиция Минздрава парадоксальна и генерирует огромное число противоречий. Подведомственные нормативные акты должны разрешать противоречия, а не усугублять их», – говорит эксперт.
Он напомнил, что ст.37 326-ФЗ говорит о заключении договоров в системе ОМС в пользу третьего лица – застрахованного гражданина. «Как действует подобный договор, можно прочитать в ст.430 Гражданского кодекса РФ. Суть в том, что контрагенты, заключившие договор, несут обязательства перед третьим лицом. Медорганизация несет обязательства по выполнению помощи при обращении застрахованного, в страховая компания – обязательства оплаты медицинской помощи застрахованному, оказанной в медучреждении. Эти обязательства никоим образом не связаны с распределением объемов некой комиссией между лечебными учреждениями», – резюмирует Евгений Рабцун.