Российским клиникам компенсируют расходы на международную аккредитацию и открытие филиалов за рубежом
Правительство РФ утвердило Стратегию развития экспорта услуг до 2025 г. Среди первоочередных задач, которые предстоит решить, – финансовая помощь медорганизациям для прохождения аккредитации по международным стандартам и открытия представительств за рубежом, решение вопроса доступа иностранных граждан к российским телемедицинским услугам, более качественное обучение медиков иностранным языкам.
Медицинским услугам посвящен 10-й раздел документа. Авторы относят кардиологию, онкологию, офтальмологию и нейрохирургию к приоритетным направлениям для экспорта медицинских услуг. По их мнению, хорошим потенциалом обладают также оздоровительный медицинский туризм и телемедицина.
Среди первоочередных мер в документе выделены: включение изучения иностранных языков в качестве общепрофессиональных и профессиональных компетенций во все федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки специалитета и в аспирантуре, возмещение затрат медицинским организациям на международную аккредитацию и сертификацию и на открытие представительств (кабинетов, центров) на территории других государств, которые будут отбирать и направлять пациентов на лечение в Россию. Необходимо обновить устаревший санаторно-курортный фонд, устранить административные барьеры, связанные с получением виз для медицинских целей и с доступом к российским телемедицинским услугам (сегодня он ограничен ввиду жестких правил идентификации и аутентификации), а также решить вопрос трансграничного медицинского страхования.
По данным Международной ассоциации медицинского туризма (IMTA), около 11 млн туристов ежегодно путешествуют с медицинскими целями. В ближайшие 6 лет сектор коммерческих медицинских услуг достигнет оборота в 3 трлн долл. США. Крупнейшие экспортеры в секторе – США, Великобритания, Турция, Таиланд, Сингапур, Корея, Индия. Их опыт показывает, что для привлечения иностранных граждан следует соблюсти несколько условий. Во-первых, дать им полную информацию о медицинских услугах и ценах на их родном языке. Стоимость лечения, конечно, должна быть более привлекательной, чем «дома» (по данным IMTA, «медицинские» туристы могут сэкономить от 25 до 75% затрат в зависимости от страны и типа выполняемой процедуры). Во-вторых, ввести упрощенный визовый режим или особые визы. В-третьих, обеспечить доверие к лечебным учреждениям путем аккредитация и сертификации по международным стандартам.