РПЦ включила пункт об ответственности врача в законопроект о запрете абортов
Церковь призывает государство гарантировать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям христианской совести. Пункт об ответственности врача за совершение аборта включен в проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия», подготовленного комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования Русской православной церкви (РПЦ).
Заседание Высшего церковного совета Русской православной церкви | Фото: Сергей Власов, patriarchia.ru
«С самого момента зачатия эмбрион – не просто оплодотворенное яйцо; он является уникальным развивающимся человеческим существом. Уникальная комбинация генов отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. Эмбрион является человеком и имеет полное право называться таковым», – отмечается в документе, размещенном на сайте Московского Патриархата.
Его авторы напоминают, что «Священное Предание Церкви однозначно приравнивает аборт к убийству, независимо от того, осуществляется ли он хирургическим или химическим способом, на ранней или на поздней стадии». Ответственность за лишение жизни нерожденного ребенка церковь возлагает на обоих родителей, а также на врача, совершившего аборт, и призывает государство гарантировать право медицинских работников на отказ от этой процедуры по соображениям христианской совести. «Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности», – цитируют составители документа Основы социальной концепции Русской православной церкви.
В нем также подчеркивается, что в законодательстве многих стран определено, что женщина может совершить аборт при условии «добровольного информированного согласия». Такое согласие должно предполагать возможность ознакомления женщины со всеми моральными, психическими, медицинскими и прочими последствиями принятия ею решения, считают в РПЦ При этом подобное консультирование не должно иметь целью получение от женщины окончательного согласия на аборт, но, наоборот, быть направлено на оказание ей помощи в исполнении ее материнской миссии и спасении жизни ее ребенка.
В документе уделено внимание и пренатальной диагностике, которая «морально допустима в случаях, когда имеет целью лечение плода и не угрожает жизни или физической целостности нерожденного ребенка или матери и не подвергает их непропорциональному риску». Вместе с тем отмечается, что подобные случаи в медицинской практике редки и отрицательный результат, полученный в ходе пренатальной диагностики, в подавляющем большинстве случаев приводит к совершению женщиной аборта «по медицинским показаниям». «Эта ситуация усугубляется тем, что с точки зрения современного законодательства либо ответственность врача за жизнь матери выше, чем за жизнь нерожденного ребенка, либо врач не несет какой-либо ответственности за жизнь последнего. В результате женщина, особенно в период первой беременности, испытывает тяжелейшее психологическое давление, связанное с переживанием опасности появления у нее на свет ребенка с теми или иными отклонениями, усиленным давлением врача», – подчеркивается в документе.
В нем не содержится предложений о санкциях, которые может повлечь за собой совершение аборта.
РПЦ неоднократно выступала против абортов, в том числе по медицинским показаниям. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сравнивал эту практику с экспериментами нацистов над людьми. Достаточно жесткую позицию занимает Русская православная церковь и в вопросах вспомогательных репродуктивных технологий, считая уничтожение части эмбрионов при процедуре ЭКО неприемлемой.