Частные медорганизации обеспокоены неразберихой с применением риск-ориентированного подхода к проверкам
Несмотря на вступление в силу с 1 января 2017 года законодательства о риск-ориентированном подходе, некоторые контролирующие организации продолжают опираться на ранее действовавшие нормативные акты, проверяя медицинские учреждения чаще, чем это определено законом. Об этом сообщила исполнительный директор союза «Медицинские ресурсы» Наталия Розанчугова во время «круглого стола» «Основные замечания при проведении проверок в медицинских учреждениях, рекомендации по профилактике нарушений. Как избежать штрафов?» 19 апреля.
Наталия Розанчугова | Фото: Олега Кирюшкина
«Два года назад, когда планировали ввести риск-ориентированный подход к проверкам, нам говорили, что появятся проверочные листы, всем медицинским организациям присвоят определенную категорию, в соответствии с которыми и будет осуществляться проверочная деятельность. Сегодня мы столкнулись с тем, что проверочных листов по санэпидрежиму в медорганизациях не существует, чек-листы по проверкам прав потребителей также не разработаны, распределение по категориям подконтрольных объектов не проведено», – рассказала она.
В данном случае претензии касаются деятельности органов Роспотребнадзора. Если категория медицинской организации не присвоена, выделить периодичность ее проверки в условиях нового правового поля не представляется возможным. Надзорные органы не соблюдают установленную риск-ориентированным подходом частоту проверок, ссылаясь на старые нормативно-правые акты. Получается, что в отрасли действует двойное регулирование.
Большинство членов «Медресуров» – стоматологические клиники, которые в основном отнесены контролерами к категории значительного риска. В то же время в союзе состоят клиники пластической хирургией, одни из которых подпадают под эту же категорию, а другие оказались в зоне высокого риска. «Вопрос: каковы критерии отнесения медорганизаций к категориям значительного риска, ведь пластическая хирургия гораздо более рискованный вид деятельности, чем стоматология?», – недоумевает Наталия Розанчугова.
По ее словам, участники рынка отмечают, что с каждым днем требования увеличиваются, и неважно – большая это медорганизация или маленький стоматологический кабинет на два кресла, спрашивают со всех одинаково. «Многие клиники хотят работать законно, но из-за большого количества документов, не понимают, как. Сейчас сложно в принципе получить лицензию на пластическую хирургию и даже на косметологию, так как контроль, усилился, — рассказал портал Medvestnik.ru председатель Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии при Московской торгово-промышленной палате Олег Рукодайный.
Как заявлял заместитель начальника Управления организации госконтроля качества оказания медицинской помощи населению Росздравнадзора Сергей Ковалев, благодаря риск-ориентированному подходу количество плановых проверок юридических лиц в здравоохранении уменьшилось на 43,2% – с 3412 в 2017 г. до 1936 в 2018 г.