«Школьная медицина» переходит от пилота к широкому внедрению
В декабре 2018 г. официально завершился пилотный проект «Школьная медицина». С 2019-го стартует широкое внедрение апробированной в нескольких регионах страны модели, причем матрица Ростовской области признана лучшей на общероссийских отраслевых форумах в Москве и Екатеринбурге.
«Наш регион был выбран в качестве базового для реализации пилотного проекта «Школьная медицина», и отработанная модель была признана хорошей практикой на федеральном уровне, – говорит губернатор Ростовской области Василий Голубев. – По стране количество абсолютно здоровых детей составляет 29%, у нас – порядка 33%. Наш опыт лег в основу законодательного проекта о школьной медицине, который находится на рассмотрении в Госдуме».
Детская городская поликлиника № 1 Ростова-на-Дону участвует в пилоте уже третий год. В 2018-м она добилась заметного улучшения качества профосмотров школьников благодаря внедрению цифровых сервисов.
На первом этапе диспансеризации аппаратно-программные диагностические комплексы позволяют медикам провести скрининг учащихся и выявить отклонения от физиологической нормы в их развитии по целому ряду параметров. Далее могут потребоваться консультации узких специалистов в поликлинике и более тщательная диагностика. Год назад школьный медработник должен был самостоятельно определить пациентов, нуждающихся в прохождении второго этапа диспансеризации, и потратить значительное время на информирование родителей. Несмотря на все усилия, «достучаться» удавалось не до всех – явка для уточнения диагноза, прохождения лечения и реабилитации была низкой.
«Сегодня списки детей по нозологиям формируются автоматически, после чего поступают… голосовому роботу Ивану, – рассказывает главный врач ДГП № 1 Владислав Ерофеев. – Теперь это его обязанность – оповещать родителей (по телефону. – Ред.) о необходимости посещения того или иного врача в поликлинике. Причем делать это он будет до тех пор, пока в системе не появится отметка о том, что ребенок получил соответствующую медицинскую помощь. В итоге нам удалось повысить уровень охвата вторым этапом диспансеризации».
В текущем году к пилоту присоединилась ростовская ДГП № 4. «Важным моментом проекта я считаю составление санитарно-гигиенических паспортов школ, – подчеркивает главный врач этой поликлиники Елена Теплякова. – На их основе образовательное учреждение может создать «дорожную карту» по здоровьесбережению, убрать негативные факторы, воздействующие на детей. Например, мы показали, что проблемы со зрением у учащихся были связаны с качеством освещения в одном из кабинетов, после чего электрические приборы были заменены. Благодаря постоянному присутствию в школе мы теперь можем качественнее вести профилактическую работу среди учеников и их родителей. Потому что мы строим ее, исходя из той заболеваемости, которую наблюдаем, местной специфики, вопросов, которые звучали на предыдущих встречах-всеобучах».
Хотя формально все готово к внедрению «Школьной медицины» в широкую практику, остро стоит проблема дефицита кадров.
«Укомплектованность школьных медкабинетов специалистами не превышает 65%, – констатирует министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская. – Каждый третий школьный врач является внешним совместителем, более 40% сотрудников перешагнули пенсионный возраст». Впрочем, эта проблема присуща и отрасли здравоохранения в целом.