Эксперт: государство от пациента отказалось
Юристы и представители медицинских объединений обсудили высказывания федеральных чиновников об ограничении конкуренции на рынке медуслуг. На видеоконференции речь шла, в частности, о заявлении руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко на сочинском форуме «Здоровое общество. На пути к цели 80+».
Евгений Рабцун
«Если точка зрения, высказанная г-ном Мурашко, существует во властных структурах (а он не ссылался на личное мнение), то ситуация катастрофична. Это не просто отказ от конкуренции, а пересмотр всех норм, начиная с конституционных основ. Слова руководителя Росздравнадзора могут быть расценены как угроза бизнесу, и не только медицинскому», – считает президент Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения, генеральный директор группы компаний «ЦСМ — Санталь» Евгений Рабцун.
По его словам, вектор частных клиник направлен на пациента. «По сути, частные медорганизации работают в секторе B2C. По своей логике «Закон об обязательном медицинском страховании» тоже направлен на B2C: он предусматривает ориентацию на пациента. Ключевой принцип, неоднократно обозначенный Президентом РФ Владимиром Путиным Федеральному собранию, – деньги идут за пациентом, – пояснил Евгений Рабцун. – Но сегодня есть другая плоскость – это B2G, когда компании работают по господряду, их основной вектор конкуренции – чиновник, дающий деньги, бюджет. Вся госсистема здравоохранения работает в этом секторе – нужно уметь договариваться с властью, иметь лоббиста в Думе. Есть ли в этой схеме пациент, так же как в словах Михаила Мурашко? Нет. Он фактически объявил, что государство от пациента отказалось и просто делит деньги».
Позиция главы Росздравнадзора обусловлена интересами государственной медицины, возразил управляющий Центром медицинского права Алексей Панов. «Как чиновник г-н Мурашко понимает, что средства ОМС конечны. Глава Федерального ФОМС Наталья Стадченко отметила, что 90% объемов медпомощи идет через систему ОМС, причем 70% за счет средств ОМС. Чем больше субъектов в системе, тем на большее число долей делится «пирог». Больше денег в системе ОМС нет, поэтому государство вынуждено вот таким, мягко говоря, не очень правомерным способом воздействовать на количество участников рынка», – отметил юрист.