Мозг ребенка
На каждом из этапов развития происходит взаимодействие генетически редопределенных факторов и факторов окружающей среды, которые в ходе развития человека становятся факторами среды социальной.
В утробе
Скорость роста мозга у плода поражает: ежеминутно формируется 250000 новых нейронов! Миллионы связей образуются между ними! Каждая клетка занимает свое определенное место, каждая связь аккуратно организована. Нет места для произвольности и случайности.
У плода развиваются разные органы чувств. Обстоятельно об этом пишет Питер Хеппер в статье Unravelling our beginnings: “Первой появляется реакция на прикасания — тактильная чувствительность. На восьмой неделе плод реагирует на прикосновение к губам и щечкам. На 14-й неделе плод реагирует на прикосновение к другим частям тела. Следующим развивается вкус — уже на 12 неделе плод чувствует вкус амниотичной жидкости и может реагировать на материнскую диету. На звук плод реагирует, начиная с 22-24 недель жизни. Сначала улавливает звуки низкого диапазона, но постепенно диапазон расширяется, и уже перед рождением плод распознает разные голоса и даже различает отдельные звуки. Утробная среда, где развивается плод, достаточно шумная: здесь стучит сердце, шумит поток жидкостей и перистальтика кишечника, из внешней среды поступают разнообразные звуки, приглушенные тканями матери, впрочем, диапазон человеческого голоса в 125-250 Гц приглушен как раз слабо. Следовательно, разговоры извне формируют большую часть звукового окружения плода”.
Особое внимание исследователей привлекает реакция на боль. Определить, чувствует ли плод боль сложно — боль в большой мере субъективный феномен. Впрочем, несознательный ответ на болевые раздражители начинается около 24-26 недели развития, когда впервые формируется нейрональный путь ответа. С момента развития первых органов чувств от них в мозг начинает поступать информация, что само по себе выступает фактором развития этого же мозга и приводит к обучению.
Возникает вопрос, насколько важной является полученная таким образом информация и можем ли мы определенным образом влиять на плод, побуждая мозг к развитию и способствуя учебе?
Плод может учиться распознавать вкус и запах. Например, если мать употребляет чеснок во время беременности, то новорожденный младенец будет демонстрировать меньше отвращения к запаху чеснока, чем младенец, мать которого чеснок не употребляла. Новорожденные дети также будут отдавать преимущество музыке, которую они слышали в утробе, по сравнению с музыкой, которую слышат впервые. Все это уже установлено наукой. Но до сих пор непонятно, имеет ли явление пренатальной учебы длительный эффект. Известно, что “музыкальный вкус” к определенному произведению при отсутствии подкрепления исчезает уже за три недели. Однако способность плода к “учебе” наводит на мысль о том, что развитие мозга плода может быть активизировано программой пренатальной стимуляции. Впрочем, об этом нет никаких солидных научных исследований.
Человек родился
На момент рождения мозг младенца имеет фактически все необходимые нейроны. Но мозг продолжает активный рост и за следующие два года достигает 80% размера мозга взрослого человека. Основной прирост веса мозга происходит за счет глиальных клеток (комплекс вспомогательных клеток нервной ткани), которых в 50 раз больше, чем нейронов. Глиальные клетки не передают нервные импульсы, как это делают нейроны, они обеспечивают жизнедеятельность нейронов: одни из них поставляют питательные вещества, другие — переваривают и уничтожают отмершие нейроны или физически держат нейроны в определенном положении, формируют миелиновую оболочку (оболочка, окружающая отростки нервных клеток в мякотных волокнах). С момента рождения в мозг малыша поступает громадное количество сигналов от всех органов чувств. Мозг младенца впитывает приобретаемый опыт быстрее, чем в любой другой промежуток жизни человека. В ответ на требования окружения мозг становится собственным скульптором.
Pages: 1 2 3